О морях и океанах

 

Мой MIDI архив

Увлечения

Увидимся ?

  Владимир

 

Контактная информация

 

 

 

Рекомендую

 

 

Назад

 

 

ИСТОРИЯ

(взято из путеводителя "Ле пти фюте")

Основал город Владимир Мономах в 1108 г в один из своих приездов из Киева с целью укрепления ростово-суздальской земли. Город носит имя своего основателя. Основан Владимир как крепость на высоком берегу реки Клязьмы на месте поселения землевладельцев и ремесленников. Мономах выбрал место, очень напоминающее расположение Киева. Была повторена и топонимика Киева: во Владимире есть и река Лыбедь, и Золотые ворота. Вес и значение Владимира возрастают в княжение первого самостоятельного князя Северо-Восточной Руси Юрия Долгорукого. Сын Юрия, Андрей, вопреки воле отца, княжить в Киеве не остался, а в 1157 г. вернулся на северо-восток, в земли, которые очень любил.

По легенде, Андрей взял из Вышгорода чудотворную икону "Умиление", написанную евангелистом Лукой. Икона же не возражала а, напротив, "двигалась" и по пути остановила коней в 11 верстах от Владимира. Там Андрей, прозванный Боголюбским, выстроил свою резиденцию.

Перенес он уже в 1157 г. столицу княжества из Суздаля во Владимир, где не было боярства. Удалив бояр. Андрей расширяет границы княжества на восток, добивается особой епископии во Владимире, идет походом на Киев и с помощью 11 князей захватывает его. Боголюбский присвоил себе титул великого князя Всея Руси. Оппозиционное боярство убило князя в Боголюбове в июне 1174 г. После смерти Михаила, брата Андрея, князем стал Всеволод III Большое Гнездо. С его княжением связана эпоха наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской Руси.

Автор "Слова о полку Игореве" говорил, что войска этого князя могли веслами расплескать Волгу, а шлемами вычерпать воду из Дона. После смерти Всеволода, ко второй половине XIII в., из Владимиро-Суздальского княжества выделились новые: Московское. Тверское. Суздальское. Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Белозерское. Угличское и другие. 2 февраля 1238 г. войска Батыя подошли к стенам Владимира. Его князь Юрий Всеволодович из Владимира ушел с войсками в надежде собрать подкрепление и был убит на реке Сити (приток Мологи) "Была битва великая и сеча злая, и лилась кровь, как вода". 7 февраля татары взяли Владимир. В 1252 г. ярлык на великое владимирское княжение получил Александр Невский. Прожил он во Владимире 11 пет, умер в 1263 г. после посещения Золотой Орды, где уговаривал хана не наказывать Русь. поднявшуюся против сборщиков дани - татарских баскаков. Захоронен был в стенах владимировского Рождественского монастыря, а в XVIII в. останки его были перенесены в Санкт-Петербург и покоятся в Александро-Невскои лавре.

Каменное строительство во Владимире возобновляется лишь в XVI в. Уже в XIV в. Владимир утратил былое величие и вошел в состав Московского государства. В ХVIII-ХIХ вв. Владимир - губернский город, достаточно провинциальный по образу жизни и архитектуре.

Впечатления и советы

Время поездки: 30 апреля - 3 мая 2000 года.

Прежде всего, закажите гостиницу. Необходимые телефоны

http://win.all-hotels.ru/main.ru.html?kk=bfdbca03c3. Заказ обойдется в копейки, но вы не будете тратить время на поиск жилья. Пока мы заполняли анкеты, троим соискателям было отказано по причине отсутствия мест (!). Происходило это в гостинице "Заря". Въезжая в город со стороны Москвы, двигайтесь прямо, никуда не сворачивая. Где-то в конце улицы Ленина, слева увидите высокое серое здание - это она. Обращать внимание на таблички с названиями улиц во Владимире практически бесполезно. Улицы переименовывались неоднократно, а таблички за этим процессом не успевали. Центральную или главную улицу можно отличить по наличию на ней асфальта. Хотя и это - не факт. Если троллейбус-гармошка перед вами резко прыгает из правого ряда в левый, а вы на "Пассате" или "Нексии", значит впереди огромная яма - "вам по пояс будет", а глушителя - не будет. Качество дорог оставляет желать лучшего.

Гостиница - обычная провинциальная: обшарпанные стены, плохая сантехника, кое-где нет стёкол, но есть лишние запахи.

Теперь о ресторанах. Если у Вас в руках "Ле пти фютэ", то верьте написанному. Самый "строгий", с живой музыкой (классика, ненавязчивый джаз) - это ресторан "У Золотых ворот". Вежливые официанты, вкусно, но чуть дороже, чем в других ресторанах.

Ближе к самим Золотым воротам расположен ресторан "Венеция". Здесь не прошёл номер с солёным огурцом (см. рассказ про Ростов). Мне, правда, вежливо, объяснили, что "у нас всё прокалькулировано, мы не можем дать Вам один огурец. Да и рестораном это заведение можно назвать с большим натягом.

Ресторан гостиницы (напоминаю - "Заря") - с претензией на "высокий класс". Только, когда мы пришли поужинать (едва минуло 18-00), нас не пустили туда с детьми (9, 13 и 14 лет). Мол, у них там шоу программа и т.д. Если стриптиз называется шоу программой, вряд ли он начинается в 18-00. Если в шоу программе нет стриптиза, то почему нельзя с детьми. Странные они какие-то…

Не сильно обидевшись на тех, кому деньги не нужны, мы пошли ловить такси. Делать этого не пришлось, потому что машин у гостиницы было более, чем достаточно. Вообще, к чести горожан, хочу заметить, что служба "такси" у них, как говорят, "на уровне". Заказ - бесплатно, ожидание - не более нескольких минут, цены - скромные. Объяснили шефу, что мы замерзли и хотим есть. Он отвёз нас в ресторан "Русская деревня" (Московское ш., 5-а. ). Здесь можно неплохо поужинать и отдохнуть под популярные песни; играет ансамбль.

Что стоит посмотреть во Владимире

 

Дмитриевский собор (1194-1197 гг.) - бывший дворцовый храм Всеволода III, одноглавый, квадратный в плане, с фасадами, богато украшенными рельефами. На стенах Дмитриевского собора более 500 резных изображений. Нижняя часть прежде была закрыта галереями - притворами, снесенными в XIX в. Поэтому резного убранства, кроме как в перспективных порталах, она не имеет. В аркатурно-колончатом поясе - скульптурные изображения святых. Над центральным окном на 3 фасадах повторяется фигура Давида-псалмопевца с музыкальным инструментом (арфой) в руке. В архитектуре Владимира четко прослеживается западноевропейское, романское влияние. Летописи утверждают, что для строительства Владимира "Бог собрал мастеров из всех земель". На южном фасаде над правым окном интересна композиция "Вознесение Александра Македонского", где Александр сидит в коробе, держит высоко в руках двух ягнят, а привязанные к коробу грифоны, пытаясь достать ягнят, поднимают Македонского на небо. На противоположном, северном фасаде в ближней к апсиде закомаре изображен сам Всеволод III Большое Гнездо со своим потомством. На западном фасаде - изображения кентавров, подвигов Геракла и Самсона. Тема резных композиций - величие и царственное могущество великого владимирского князя, такого же мудрого и славного, как Давид, сильного, как Самсон. храброго, как Александр Македонский. Собор, совершенный по пропорциям, увенчан древним позолоченным шлемовидным куполом и ажурным крестом с флюгером в виде голубя. Внутри собора (сейчас интерьер реставрируется) - фрески гениального византийского мастера XII в.: Страшный суд с апостолами и ангелами, имеющими широко раскрытые огромные, несказанно печальные глаза. Сохранилась также и более полихромная, менее философская фреска "Лоно Авраамово". написанная, видимо, рукой русского живописца. Рядом с Дмитриевским собором - смотровая площадка, оттуда хорошо видна Клязьма, дорога на древний Муром, леса. Южная часть города была укреплена самой природой: высота городских холмов 40 м и они круто обрываются к реке Клязьме (приток Оки).

Двигаясь по центральной улице Владимира, вы непременно попадёте к Золотым воротам - уникальному памятнику древнерусского оборонительного зодчества. Князь Андрей Боголюбский построил их по аналогии с Константинополем и Киевом.. Это - грандиозная триумфальная арка, увенчанная церковью. Своеобразный парадный въезд в город. Были еще Серебряные, Медные. Ивановы, Иринины, Волжские и Торговые ворота, но они не сохранились. С правой стороны от Золотых ворот сохранился участок городских валов XII в. - Козлов вал. Валы примыкали к кубу постройки с двух сторон, и попасть в город можно было только открыв створы ворот, окованные позолоченной медью. Теперешние башни по углам служат контрфорсами и построены в XVIII в., после того как разобрали валы. Надвратная церковь была перестроена в 1468 г. московским зодчим Ермолиным. Еще раз храм был перестроен в начале XIX в. От ворот XII в. осталась проездная арка. Ещё они сохраняют верхние кованые петли для навешивания створов и глубокие пазы для бревна которым они запирались. Слева почти вверху - ныне застекленная дверь, через которую защитники города поднимались на деревянный настил - боевую площадку, с которой лили на захватчиков смолу, сбрасывали камни. стреляли из луков. Первая боевая площадка находилась на уровне арочной перемычки, вторая - была за зубчатым парапетом у окон. Золотые ворота осели в землю на 1,5 м. Створы ворот исчезли во время татарского нашествия, но сами ворота сыграли свою боевую роль: через них татары в город не попали, а проникли через бреши в деревянных крепостных стенах. В башне - вход в надвратную церковь. 64 неровные ступени ведут наверх, на уровне окна видны надписи (граффити) XII в В надвратной церкви расположена военно-историческая экспозиция. В витринах справа - древнее оружие, найденное во время археологических раскопок, бердыши XVII в., арбалет западноевропейской работы. портрет генерала А.В.Суворова во времена, когда он был назначен командиром Владимирской дивизии (с 1784-г. по 1786 г.), а ниже - кремневые ружья XVIII в. и предметы, принадлежавшие А.В. Суворову. Напротив входа - диорама, представляющая осаду Владимира татаро-монголами в 1238 г. Рассказ о событии записан на магнитофонной ленте (смотрительница включает ее периодически по просьбе посетителей. Тексты на русском, английском и немецком языках).

Перед воротами и Козловым валом стоит Троицкая старообрядческая церковь из красного кирпича постройки 1916 г. (архитектор Жаров) в псевдорусском стиле. В этом здании экспонируются лаковые изделия из поселка Мстера (60 км от Владимира): шкатулки работы известных мстерских мастеров, а также большая коллекция изделий из цветного стекла и хрусталя из города Гусь-Хрустальный. На хорах церкви - вышивки мстерской белой гладью и владимирским швом.

Справа от Соборной площади на самой высокой точке рельефа древнего города стоит одно из величайших творений зодчих Владимира - белокаменный Успенский собор (1158-1189 гг.). К нему пристроены: теплая Георгиевская церковь и колокольня XIX в (в стиле неоготики). Возведенный мастерами князя Андрея Боголюбского и дополненный галереями и боковыми главами при князе Всеволоде III (после пожара он был расширен и еще больше украшен.) Успенский собор действующий. Служит в нем епископ владимирский и суздальский. Посетить его можно во время богослужений и во второй половине дня (для туристов собор открыт с 13.30 до 17.00). Успенский собор был главным собором Руси до первой половины XIV в. Под его сводами венчались на царство великие князья. А уже позже итальянский архитектор Аристотель Фиораванти построит в Московском Кремле Успенский собор, для которого владимирский послужит образцом. В соборе захоронены князья и епископы Владимира ХII-ХIII вв. Велись в соборе летописи, находилась в нем святыня земли Русской - икона Богоматери Владимирской, которая в 1395 г. перенесена в Москву для защиты от нашествия Тамерлана. Архитектура собора особенно монументальна, все 5 глав позолочены. Собор украшен аркатурно-колончатым поясом, несколькими резными по камню композициями: "Вознесение Александра Македонского", "40 мучеников севастийских" и загадочными женскими масками. Войдем в собор. Он плохо освещен (после перестройки конца XII в.). В северной галерее - в среднем захоронении - княгиня Агафья с детьми, погибшая в пожаре 1238 г., когда горожане, ища защиты от татар, укрывались в соборе. Направо (надо включить прожектор) - часть бывшего наружного фасада середины XII в. с фрагментом аркатурно-колончатого фриза и фресками, изображающими пророков и птиц-павлинов над древним окном. Пройдем в средний неф. Перед нами - иконостас XVIII в., резной, позолоченный, барочный, выполненный по указу Екатерины II, а древний иконостас начала XV в. с иконами Андрея Рублева и Даниила Черного был продан в село Васильевское (Ивановская область). Найденные И. Грабарем, они теперь украшают залы Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге. В благодарность Екатерине II помещен ее портрет в иконостасе, (слева от Царских врат), в горностаевой мантии рядом с образом Владимирской Божьей Матери (в киоте). Напротив иконостаса - царское и патриаршее места из резного позолоченного дерева. Слева - символическая гробница Александра Невского, сохраняющая две фаланги пальцев великого полководца, а справа гробница св. Георгия (Юрия Всеволодовича), князя владимирского, погибшего в битве с татарами на Сити. Напротив иконостаса, фрески под сводами хор. Это - сохранившаяся с 1408 г. композиция Страшного суда, написанная Андреем Рублевым вместе с Даниилом Черным. В 1918 г. при реставрации был использован губительный для древней живописи казеиновый клей. Последняя реставрация (консервация и очистка) длилась 10 лет. Нельзя не сказать несколько слов об Андрее Рублёве - гениальном русском живописце. Кроме икон, он работал в технике фрески. Его работы сохранились в Звенигороде, но самая большая коллекция их - здесь, в Успенском соборе. Живопись органично вписывается в архитектуру, повороты голов, позы персонажей вторят изгибам сводов и арок. Ученик Феофана Грека, Рублев не унаследовал мятежного духа своего учителя, но, напротив, живопись его, лишенная драматизма, глубоко просветленна, безмятежна. Впервые в истории живописи на Руси Страшный суд представлен как царство праведных, начало мира, в котором нет места трагедии. Это мир духа, объединенный сознанием братства и взаимной любви. Справа и слева - апостолы, сидящие в непринужденных позах на скамьях, они разговаривают между собой. Их грациозные головы на округленных плечах напоминают лица ангелов итальянского Возрождения. За ними - хоры ангелов. Над головами апостолов, на своде, в медальоне - изображение Христа, над головой которого ангелы сворачивают в свиток небеса. Под изображением Христа - сцена "Престол уготованный" со стоящими фигурами Богородицы и Иоанна Крестителя. На правом столбе (ближе к иконостасу - "Видение Даниила", на противоположном - "Праведные жены". На двух других столбах - изображение трубящих ангелов. Уже за пределами центрального нефа, при выходе в южную галерею, обернемся назад и увидим еще композицию А.Рублева "Шествие праведных в рай", где апостол Петр полным решимости жестом зовет следовать за ним "сомневающихся праведных". В 1988 г. при праздновании тысячелетия крещения Руси, Андрей Рублев был причислен к лику святых. "Райские кущи" или "Лоно Авраамово" - это фреска напротив "Шествия праведных в рай", написанная при участии Даниила Черного. Основной цвет - зеленый. В раю написана фигура благоразумного разбойника и праотцы в окружении дивных растений - Авраам, Исаак и Иаков. В руках Авраам (справа) держит маленькие души в образе человечков, одетых в белые одежды. К сожалению, других фресок Андрея Рублева в соборе не сохранилось. Они сбиты в XIX в. Другие росписи храма сделаны в XIX в., особой ценности они не представляют. На стенах - надписи, повествующие о многовековой истории собора. В южной галерее - захоронения владимирских епископов.

 

к началу страницы

 

 

 

 

Рекомендую

Без картинок.

к началу страницы


Контактная информация

ICQ: 19191104

Адрес электронной почты

vs259@yahoo.com
vs259@mail.ru


Адрес Web
http://www.chat.ru/~vs259

к началу страницы


Сведения об авторских правах: Пока все своими руками.
Последняя проверка: Январь 25, 2002.


Hosted by uCoz