О морях и океанах

 

Мой MIDI архив

Увлечения

Увидимся ?

  На авто в Крым

 

Контактная информация

 

 

 

Рекомендую

 

 

Назад

 

 

Дорога туда

7 августа 2001 года. Подъём в 4 утра по Москве.

Цель - поездка в Крым. Конечный пункт - пос. Форос.

Нас, как всегда, пятеро - я, Света и дети: Никита, Артём и Настя.

Под окнами стоит заправленный по самое горлышко, и, как мне тогда казалось, достаточно подготовленный к дальнему пути, VW Пассат образца 1988 года.

Забрасываем в багажник кучу, как мне тогда казалось, нужных вещей, включая ласты, маску, трубку.

5-30. Старт. Выбираемся на Варшавку. М2 - "Крым". Это своеобразная магистраль. Широкая полоса безопасности, не плохое на первых ста километрах покрытие. Стражи дорожного порядка понаставили знаков "90", а знаков отмены ограничений нет, да и перекрёстки здесь не часты. Поэтому велик риск расстаться с сотней-другой рублей, если двигаться по этой магистрали с разрешённой ПДД скоростью 110км/час

После окончания магистрали за одним из мостов поворот направо с указанием "Симферополь". Чуть не прозевали. В целях экономии времени, крупные города объезжаем стороной.

По Тульской и Орловской губерниям дорога позволяет двигаться довольно быстро. Самый неприятный участок дороги пролегает по Курской области (честь и хвала её губернатору!). Это полоса туда и полоса обратно. Покрытие отвратительное. Вокруг Курска (областного центра!) - просто "стиральная доска". Разделительная - почти везде сплошная. Нужно иметь просто железные нервы, чтобы двигаться со скоростью 40км/час за какой-нибудь "копейкой" с инвалидом у руля. Здесь и случилось первое приключение. Нервы у меня, конечно, сдали через несколько минут, я и обогнал одну такую "чухалку с моторчиком". Моему примеру последовала женщина на "Нексии". Тут они и выходят из кустов. Тормозят меня, женщину и инвалида.

Я менту: - Разве я превысил скорость?

Мент инвалиду: - Они вас обгоняли?

Инвалид: - Да.

Мент инвалиду: - Проезжайте.

Я менту: - А у нас что, по правилам дорожного движения инвалидов обгонять нельзя?

Мент, наконец, обратив внимание на мои вопросы: - Можно, но только не через сплошную. Дальнейшая краткая "задушевная" беседа стоила 100 рублей.

После указателя "Белгородская область", как по мановению волшебной палочки, дорожное покрытие становится ровным и гладким. Много мест для обгона. Двигаться можно достаточно быстро.

От Белгорода до границы чуть больше 50 километров.

Граница.

О том, какие строгости на российско-украинской границе я начитался в интернете на сайте http://autoru-faq.chat.ru/krim.html. В принципе много полезного, включая различия между ПДД двух соседей.

14-00

На нашей стороне. Строгая девушка проверила паспорта. Строгий молодой человек спросил, нет ли у нас наркотиков, оружия и чего-то ещё недозволенного. Я показал ему свою мачету, он махнул рукой.

На их стороне. Сначала встали в очередь слева. Двигалась она заметно быстрее других. Оказалось, она для "местных" и нас "завернули". Потеря - минут тридцать драгоценного времени. Встаём в конец длинного хвоста правее от въезда. Шлагбаум, будка справа. Смотрят паспорта. Предлагают застраховать здоровье. Сую им в нос страховые полисы от Ренессанса. На самом деле, накануне, мы выяснили, что в страховом случае на территории Украины, Ренессанс, готов возместить расходы, при наличии чеков и других документов. Но и это не обязательно. На территории Украины, оказывается, действуют наши обычные медицинские полисы, по которым украинские медики обязаны оказать бесплатную помощь. Украина в 1997 году подписала "Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств" (Москва 27/03/97), в статье 2, которого говорится: "Скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности." Опа!

Так или иначе, я ничего не платил, да они и не настаивали.

Зашли в обменник с совершенно грабительским курсом. Поменяли 20 долларов, получив на руки около 100 гривен.

Какой-то молодой человек принёс нам бумажку - обязательство вывезти машину с территории Украины. На русском языке.

Далее под навесом сидит добродушный дядечка и по одному ему известному алгоритму отбирает машины для замера СО и СН. Впереди был Пассат-ровесник. Ему анализатор засунули в выхлопную трубу. Если машина с катализатором, это бесполезный ход. Под капотом есть заглушка, сняв которую можно что-то измерять, а так... Мне поставили толкушку на обязательстве, ничего не измеряя.

Здесь же под навесом производится досмотр. Открыл багажник. Честно сказал про мачету, 1,5 литра водки, 10 пачек сигарет "Мальборо лайтс", 1500 долларов и дорогущщий фотоаппарат. Мобилку было видно и так. Вопросов у таможенника не было, кроме одного: "Гжелка?" С гордостью показал ему "Ржаную" из Калуги, спросил, чем они балуются в свободное от работы время. Оказалось - "Первач" или "Первак". Но я так её и не попробовал потом. Здесь же, под навесом, заплатил 5,25 гривны какого-то сбора.

В предыдущие годы, говорят очевидцы, процедура была сложнее и неприятнее. Нужно было куда-то бежать, занимать очереди. А мы просто продолжили движение к следующему навесу. Опять паспортный контроль. Кто получал заграничный паспорт не в первый раз, знает, что на первой странице старого документа ставят печать "облом" или отрезают часть страницы с номером. Мне сделали отрезание. Я по ошибке взял старый паспорт и к счастью - новый российский. Пограничник долго смотрел на мою просроченную краснокожую книжицу и вдруг говорит:

- Зачем Вы это сделали?

- Что сделал? - удивляюсь я.

- А вот здесь отрезали?

Не у себя дома, поэтому сдержался и не съязвил: "курить хотелось". Просто отдал ему другой паспорт, извинившись за ошибку.

Пункт последний - шлагбаум на выезде. Останавливают только иностранцев, каковыми мы теперь для хохлов и являемся. Рядом в домике два дюжих молодца убеждают меня застраховать гражданскую ответственность за 37 гривен. Несмотря на супер грабительский тариф (это около 37:5=7 с хвостиком долларов за 2 месяца, реально за 2 недели), соглашаюсь, потребовав, чтобы WIN был указан полностью, а не первые цифры, как они написали сначала. Главное, если вы застраховались от гражданской ответственности, это - не ездить с закрытыми глазами, главное - не вляпаться в страховой случай. Поэтому, не на всякий случай, узнаю, куда звонить, если что...

Всё. Путь открыт. Аккуратно движемся в сторону Харькова. Аккуратно, потому что ещё не привык к мысли, что ты на территории другого государства, где штраф платится не через сберкассу, а после решения суда. Зачем вся эта канитель?

Харьков

16-00 (по Москве)

Надо было загребать правее, бетонная объездная там. Меня смутила близость мойщиков, про которых все пишут, что за 9-10 гривен они предлагают провести санитарную обработку машины (читай - помыть колёса). Я не стал останавливаться, когда они махали палками, ведь не менты же, и угодил на дорогу, ведущую в центр города. Штурман внимательно отслеживала все указатели "Днепропетровск", пока они не кончились. Короче, мы заблудились. Совет: в Харькове, как и в любом другом городе, не спрашивайте "как проехать" у пешеходов, найдите таксиста.

Плутали не долго.

Отъехав немного от Харькова (после Мерефы), взяли правее и выбрались на бетонку. Это что-то вроде магистрали с широкой разделительной и постоянным ограничением скорости до 70 км/час. Этим ограничением я пользовался, чтобы не убить подвеску об некачественные стыки плит. Этим же пользуются менты. Если бугорок, а за ним небольшой одинокий кустик - значит ждут. Меня не останавливали, потому что мир не без добрых людей. Встречные предупреждали. Длина - около 100 км. Машин крайне мало, дорожных знаков тоже. Минут через двадцать появилось ощущение дежавю, так всё одинаково вокруг. Кто не раз катался в Крым, выбирают старую дорогу. Она, хоть и узкая, и проложена через населённые пункты, но на ней качественное покрытие и нет лишних знаков "70". Мне же показалось, судя по километровым столбикам, что старая дорога короче на пару десятков километров.

Ночлег в пути

К вечеру добрались до украинского Новомосковска. Он в стороне от трассы, поэтому, подумал я, будет проще найти место для ночлега. Так и произошло. Стоянка - 2 гривны (12 рублей) за ночь, номер люкс на пятерых - $24.

Зашли в местный мини маркет под вывеской "Пiво, воды, соки, тютюн". Возникли первые языковые трудности. С улыбкой обращаюсь к слегка измученной за день продавщице:

- Дайте бутылку пепси, помогите выбрать достойное пиво ("Балтику" не предлагать) и объясните, что такое "тютюн", пожалуйста.

В ответ - непонимающий взгляд. Моргающие глаза... Подсказываю:

- У Вас на вывеске написано "тютюн". Наконец, она понимает и переводит это загадочное слово как "табак".

Девушка-продавец не обманула нас, и мы впервые попробовали достойное пиво из Одессы - "Чорномор Gold". Жаль, такого нет в Москве.

Симферополь. Бензин

В пригороде Новомосковска асфальт прикольно-зелёного цвета. Я думал, может, какая-то пыльца с деревьев, пока не увидел чёткую границу зелёного и привычно-серого.

Дорога от Новомосковска до Симферополя практически прямая. Просматривается хорошо. У Чонгарского пролива пост со странным знаком "Стоп/Контроль". Остановился. Никто не обратил на меня внимания. И вот указатель "Автономная область Крым".

Бензин есть практически по всей трассе от 76 (80) до 98. Их 95-ый чуть лучше нашего 92, но машина не чихала. Цена возрастает. На нашей территории - ближе к границе, на их - ближе к Симферополю. У нас в основном заправки ТНК и Юкоса, у них какие-то все разные. Бак у меня большой, поэтому последний раз перед горной частью Крыма я заправился именно в Симферополе. На кольцевой дороге есть то, что они называют "BP". Думаю, что это "кидняк систем".

Когда едешь вокруг Симферополя, если верить дорожным знакам, город несколько раз начинается и заканчивается. Прикольно.

За Симферополем остановились в кафе (или ресторане?) покушали. Недорого, достаточно вкусно, но посуда не очень чистая. Мне пришлось попросить заменить второе блюдо.

Алушта

Начался серпантин. Точнее - девятикилометровый подъём на перевал. За рулём авто на такой дороге я оказался впервые. Никаких отрицательных эмоций или страха. Одно было непонятно, почему всякий, подъезжающий сзади водитель, "дует в клаксон". Передо мной троллейбус или натужно ревущий грузовик. Чего сигналить-то, деться-то некуда. Это не Новорижское шоссе.

Заметил, что температура двигателя держится между 100 и 110. Стало тревожно на душе.

Поравнялись с надписью "Ангарский перевал". И тут моя старушка не выдержала и замигала всеми лампочками - наступил полный "кирдык". Стали ждать пока остынет. Через полтора часа решили двигать дальше, а ещё через 10 минут, после следующего закипания, конечная цель - "Форос" показалась недосягаемой, а "за углом" (поворотом) показались посредники, предложившие жильё с видом на море за $25. Сдаёмся им на милость, потому что близится вечер, а темнеет здесь внезапно.

Так мы оказались в Алуште, в двухкомнатном домике с терраской-кухней и видом на море. А машина оказалась в горах на стоянке. И вроде бы неплохо устроились, но, с наступлением темноты, началась тусовка на набережной: музыканты, торговцы, караоке и прочая дребедень... и всё это продолжалось до самого утра, плавно сменившись шумом фургонов, пополнявших запасы пива в магазинах на набережной. Совет: никогда не покупайтесь на фразу "домик с видом на море", если ночью предпочитаете спать. А если уж купились, не платите сразу за весь срок.

Наши денежные запасы позволяли питаться в ресторанах (хотя бы ужинать). В Алуште ужасное обслуживание и кошмарная кухня. Есть дешёвые столовые, но от них попахивает плохим пионерским лагерем или совдеповским общепитом.

На городском пляже яблоку негде упасть за 2 гривны и плавает дерьмо. Видимо, где-то здесь в море выходит городская канализация. Бесплатное море и солнце в сорока минутах ходьбы на восток, но там грязный берег. Нам больше понравился городской пляж в 7 минутах от центра на запад. И посетителей меньше за те же деньги и достаточно чисто.

Ремонт

Позагорав пару дней, решил всё-таки машину по возможности привести в порядок. Пришёл на стоянку, а переднее правое колесо взорвалось. Оказывается, не совсем правильно поставили передние амортизационные стойки при замене перед отъездом. Из-за чего внутренняя поверхность колеса стёрлась до корда. Увидев это, охранник долго причитал, что я просто в рубашке родился.

На подъёмнике выяснилось, что ещё и поддон картера подмят. Помню, где-то в Курской области было касание... опять повезло!

Не вдаваясь в подробности, просто перечислю затраты за два дня.

Лысая покрышка взамен утраченной + работа - 20 гривен. - теперь запаска.

Камера R13'' - 13 гривен.

Подтянуть болты на фланце глушитель-коллектор - 10 гривен.

Электрику - 15 гривен за диагностику.

Датчик включения вентилятора - 62 доллара.

Замена датчика - 25 гривен.

Промывка радиатора - 28 гривен.

Новый антифриз - 30 гривен. Промывающий состав - 10 гривен.

Регулировка (точнее правильная установка) стоек - 20 гривен.

Вместе с такси всего около $100 ожидаемых затрат.

Кстати, такси в Алуште очень дорогое, потому что за короткий сезон все стараются "набомбить" побольше.

Севастополь

Как-то ночью пошёл сильный дождь. Любители караоке с визгами разбежались и наступила тишина.

Утром я предложил посетить Севастополь. 130 километров по хорошей дороге даже на ограниченной дождём скорости пролетели незаметно.

В самом центре у Графской пристани - стоянка. 5 гривен без ограничения времени.

К великому моему разочарованию прогулка на катере вдоль бухты (до пристани Инкерман) оказалась неинтересной. Когда-то в студенческие годы (1985) огромное количество больших и маленьких военных кораблей и подводных лодок произвело на меня незабываемое впечатление. Сейчас, можно сказать, что флота в Севастополе просто нет.

Тем временем кончился дождь.

Мы прошлись по Приморскому бульвару и набережной. Сфотографировались у памятников Затопленным кораблям и П.С.Нахимову.

Аборигены посоветовали нам не ходить в аквариум - "там всех давно съели". Тут и нам захотелось немножечко подкрепиться. "Золотой Ильяс" - ресторан, оказавшийся на нашем пути. Чтобы не тратить времени на поиски, решили остановиться. Оказалось, что и кухня неплохая, и порции достаточные, и цены не заоблачные, и обслуживание вполне приличное. Что и говорить, во многих алуштинских пародиях на рестораны на столах нет ни салфеток, ни пепельниц. А здесь: "Здравствуйте", "Спасибо", "Пожалуйста, вот чистая пепельница". Настроение улучшилось.

Двинули в Херсонес. Размеры руин древнего города впечатляют. Наш Ростов Великий, кажется, уместится на ладони. Херсонес же - это огромное пространство. Театр, остатки древних храмов - базилик с мозаичными полами, руины некогда неприступных укреплений и вечное море... Даже сейчас на самой верхней точке цитадели дух захватывает, а когда представляешь, что толщина культурного слоя 2-4 метра, то становится совсем уж не по себе...

Служители музея под открытым небом очень похожи на Остапа. Я не имею в виду внешнее сходство. Они также продают билеты в "провал ... чтобы не очень проваливался", ничего при этом не делая. Я говорю о мусоре. Желающих прикоснуться к древности много. Вполне реально сделать вход немного дороже (посетителей от этого не станет меньше) и нанять десяток дворников. От горечи хотелось крикнуть: "Ребята, за такую грязь должно быть стыдно! К вам, ведь, едут иностранцы, в том числе и россияне, москвичи, начавшие привыкать к чистоте под руководством нынешнего мэра. Куда смотрит ЮНЕСКО, в конце концов! А?"

Судак

В детстве, когда родители привозили меня в Крым, я неоднократно слышал про Генуэзскую крепость. Впечатляли картинки в путеводителях. Мне всегда хотелось взглянуть на это колоссальное сооружение. Команда легко одобрила предложение об очередной экскурсии.

И вот мы на дороге, ведущей в Судак. Это настоящий серпантин. Трасса Симферополь-Ялта в этом смысле отдыхает. Двигался всегда на третьей передаче (при пяти ступенчатой КПП). И вверх на третьей, и вниз. Через несколько минут такого развлечения Света не выдержала и стала настойчиво призывать меня сбросить скорость:

- Куда ты так гонишь, - говорила она каждую минуту.

- Посмотри, на спидометре всего 50 км/час, - оправдывался я.

- Ой, я больше так не могу...

Её мучения ненадолго прекратились, когда нас остановили менты под знаком "40". Ох, хорошие они психологи! Я и не ехал быстрее, поэтому думал, что обычная проверка документов. А "даишник" мне заявляет, что от меня пахнет спиртным. "Фига", - говорю я ему и, уверенный в своей правоте, легко соглашаюсь дунуть в трубочку. И дунул, и она позеленела. Чтобы "эксперимент" не считался, пришлось произвести частично запланированные расходы в размере $100. Настроение было слегка подпорчено. Так, что наука мне на будущее: пьёшь пиво несколько дней, просыхай хотя бы сутки перед дорогой.

Преодолев, наконец, расстояние около 90 километров, мы подъехали к крепости. Рассказывать историю создания, войн и гибели не буду - это можно в книгах почитать. На фотографиях видно, что возведена эта махина на крутом склоне, неприступном с моря. Красиво, а на стенах - страшно. И от высоты, хотя на самый верх не пускают, и от мысли, что эти камни тесали и складывали много веков назад. И были всё это не наши люди, Крым тогда не наш был. Да и теперь - не наш...

Экскурсовод рассказала забавную историю. Хохлы взялись за реставрацию одной из башен. У этой башни только три стены (так было задумано). Решили её укрепить и положили бетонные перекрытия. Прибежали люди из ЮНЕСКО и всех прогнали, а реставрационные работы запретили. Так, что теперь ведутся только раскопки.

Всем нам очень понравилось, действительно красиво и интересно.

Гурзуф

В один из последних дней я настоял на путешествии в Гурзуф. Когда-то - это жемчужина, затерянная среди гор у моря, это элитный курорт. Кто только не побывал здесь: Пушкин, Маяковский, Чехов, Ковалевская... Ленин, нет, этого деятеля там никогда не было. Опять же, воспоминания детства, не давали мне покоя. Очень мне хотелось взглянуть на парк санатория Министерства обороны (как сейчас называется, не знаю), хотелось узнать, что теперь на месте чеховской дачи, где я отдыхал когда-то с родителями.

Решили плыть морем. Как на грех, разыгрался довольно сильный шторм. Судно наше мотало и швыряло из стороны в сторону. Некоторым становилось плохо. Моя команда, посаженная предусмотрительно в самую середину держалась молодцом. Пройдя Аю-Даг,

судно немного повернуло, справа остался Артек и скалы под названием "Адалары" (близнецы). Потом мы поравнялись с чеховской бухтой

Боже, какой маленькой она кажется теперь! Именно здесь я научился плавать...

Парк и санаторий не изменились.

На набережной по-прежнему много народа. И мусора стало больше.

Улица, ведущая к даче Чехова,

превращена в откровенную помойку. Тогда так не было. А на чеховской даче теперь никто не отдыхает, теперь там музей. Экскурсовод рассказал довольно много интересного про Чехова, Левитана, Книпер-Чехову и про то, как этот дом "раньше был элитным курортом, который охранялся злыми собаками". Не было там никаких собак!

Дорога обратно

Особенных приключений не случилось. Только на украинской территории нас обули на 20 оставшихся гривен и 200 рублей. Теперь понимаю, что это грабёж (по-моему, всего нужно было заплатить 10 долларов какого-то сбора. За что? Да ещё и на обратном пути!), а тогда очень хотелось домой.

Лишние вещи: палатка, коврики, куртки и ветровки, ласты и маска, занимая место в багажнике, не позволили погрузить много дынь и арбузов. Поэтому "желтые колобки" катались по салону, чем создавали немало неудобств, привлекая своим запахом пчёл и ос.

Выводы

Ехать можно, если нет средств на поездку в Турцию или Испанию. Хотя теперь, возможно безопаснее не воздушные перелёты, а поездка на поезде и не к морю Чёрному, не в Крым или на Кавказ, а куда-нибудь в среднюю полосу. Не вернуться ли на будущий год к теме Селигера?

Машина должна быть подготовлена полностью:

двигатель, помпа, генератор, ходовая, запаска, трос, масло, антифриз.

 

 

к началу страницы

 

 

 

 

Рекомендую

Без картинок.

к началу страницы


Контактная информация

ICQ: 19191104

Адрес электронной почты

vs259@yahoo.com
vs259@mail.ru


Адрес Web
http://www.chat.ru/~vs259

к началу страницы


Сведения об авторских правах: Пока все своими руками.
Последняя проверка: Январь, 25, 2002.


Hosted by uCoz