О морях и океанах

 

Увлечения

  Чегет 2008

 
Контактная информация

 

 
 
   
Назад    

Идеей горных лыж я заболел давно, ещё в 2006 году. Но, в силу различных обстоятельств, в том числе и погодных, первое знакомство с ними у меня состоялось лишь в декабре 2007-го :-).

Но, немного раньше, где-то в ноябре месяце, Светина подруга Вика предложила поехать покататься на Кавказ в феврале-марте грядущего года. Я с радостью принял это предложение. Тут же этой идеей были заражены наши дети, но, к сожалению, к моменту старта в команде остались только я и Вика.

В 4 часа 24 минуты по московскому времени 21 марта 2008 года мой пепелац, ровно заурчав, первый раз в его жизни взял курс на М4 - "Дон". Выехав за пределы МКАД, я почти сразу передал управление Вике. А сам постарался устроиться поудобнее на специальной подушечке и немного подремать.

Судя по показаниям компьютера, температура за бортом понижалась. И к двухсотому километру остановилась на -9 градусах. Обильно разбавленная водой под столичную весну незамерзайка, стала "замерзайкой".

Позже начался сильный снегопад.

Когда ещё через двести километров в очередной раз происходила смена вахты у руля, я впервые увидел на обочине подснежник. Ещё не распустившийся. Обильный мокрый снег помешал сделать фото (пришлось заимствовать его в инете).

Фактически с этого момента снег сменился дождём, который продолжался с редкими перерывами всю дорогу, пока не начался подъём к подножью Чегета.

В районе Каменск-Шахтинска увидел предупреждение, что ведётся видеонаблюдение. На 826 километре, был знак 3.20 - обгон запрещен и табличка под ним - 1000м. Под знак я, конечно, не поехал, но, увидев прерывистую линию, обогнал впереди идущую машину. На посту меня останавили и собирались отобрать права на срок от 4 до 6 месяцев. Договорился. У противоположной границы района, на следующем посту опять остановили. Не выдержал:
- Теперь-то за что ещё? ДПС-ник молча вернул мне документы.

Я уже описывал неоднократно объездную вокруг Ростова. Всё меняется. Если раньше было трудно не проскочить поворот на Аксай за постом ГАИ, то теперь там огромный ориентир - магазин IKEA справа. Мимо не проедешь, не заметив. И ещё один приятный момент: в самом посёлке Аксай сняты практически все светофоры, которые создавали чудовищные пробки. Раньше этот участок казался каким-то бесконечныи. Теперь на него ушли всего несколько минут.

Промежуточный финиш - после развилки Краснодар - Махачкала.

Обратите внимание на зелёную траву и поле; и прямую, как стрела, дорогу. Расстояние примерно как до Новороссийска - 1520 километров, удалось преодолеть за 21 час. Это - рекорд, учитывая, что дождь, снег и менты не давали покоя. В это же время вошли все короткие остановки и обед.

Далее наш путь лежал через ночной Георгиевск с его путанными улицами к поселку Прохладное (или Прохладный). Там мы оставили Викиного отца у его родственников.

На рассвете проехали город Баксан. Очередной ГИБДД-ник был немало удивлён, увидев машину с зачехлёнными лыжами на багажнике в этих краях. Этот молодой парень разговорился с нами и немного помог нам. Вообще, стоит заметить, что, чем ближе к Кабарде, тем душевнее становились блюстители порядка. Последний из них, солидного возраста дядька, расплылся в улыбке и сказал:
- Что-то, Александр Львович, Вы как-то не так выглядите...
Я не пил, не курил ничего такого и, его иронии не поняв, ответил серьёзно, имея ввиду разницу между моей фотографией на правах, с бородой, и сейчас - без неё:
- Там ещё есть паспорт, в нём я без бороды.
Он расхохотался, показывая мне, что я дал ему женские права. Потом он поинтересовался, откуда мы и куда едем, предупредил о сложных погодных условиях ТАМ и пожелал нам хорошего отдыха.

Более, чем 100 километров Баксанского ущелья стоит хотя бы раз в жизни проехать. Серпантина там, как такового, нет. Но красота - необыкновенная. Сказать по чести, я бы отдал пару недель жизни, чтобы пройти его с фотоаппаратом. Оно того стоит. :-)
Объявление: "Ищу единомышленников на март 2009: побродить по ущелью".

Несмотря на то, что на этой дороге нет крутых спусков и подъёмов, вцелом она всё-таки ведёт к подножью Эльбруса, на высоту около 2200 метров над уровнем моря. Именно поэтому дождь очень скоро сменился снегом.

Сначала это была просто снежная каша под колёсами, замедлившая и без того небыстрое движение. А позже каша превратилась в сугроб.

В поворот на Чегет нас не пустили. Был слышен грохот пушек: спускали возможные лавины. Да и проехать туда среди буксующих "хачмобилей" на непонятной резине было довольно рисокванно. Мы вынуждены были подняться еще километра два до посёлка Терскол. Там все сугробы уже были заняты. Вика "припарковалась" в хороший надёжный сугроб и мы поменялись местами, чтобы вытащить машину.

Поскольку, до полудня - расчётного часа, оставалось ещё много времени - три часа, то, как только мне удалось загнать "младшего брата" в сугроб у ворот гостиницы, мы сразу отправились шататься по рынку и обедать. Там, "на поляне", как здесь говорят, я купил себе новую шапку. А Вика - очки взамен только что сломанных.

Бесплатный совет: если кто-то захочет себе такую же, обязательно посмотрите на подкладку. Обычно в качестве материала подкладки используют всякую ерунду - тоненькие ткани. Такая подкладка - разовая. Но и шапка стоит дешевле почти в три раза. Подкладка должна быть или вязанной или меховой. Обязательно помните шапку в руках, тогда станет понятно, что она сшита не из грубой, а хорошо обработанной мягкой овчины. Шапка должна без проблем выворачиваться на изнанку.

Хотя и простенький и маленький номер в гостинице "Чегет".

Но бельё с вышивкой, вот так:

Покрутил водопроводный кран. Горячей воды нет. Подумал: "Как же ополаскиваться такой ледяной?!" Немного расстроился. Потрогал радиаторы отопления - холодные. Расстроился ещё больше. Выпил пару рюмок коньяка. Только потом выяснилось, что из-за обильных снегопадов последние четыре дня были перебои с электричеством. Постояльцы оставались без воды и света, т.к. резервный дизель не мог "потянуть" такую нагрузку.

Вид с балкона меня сразил наповал сразу и на всю неделю. "Почему?" - спросите вы. Потому, что в течение дня меняется освещённость, облачность и что-то ещё такое в атмосфере, что вид этот можно фотографировать каждые 5 минут и он будет абсолютно разный.

Первая попытка забраться в оставшееся светлое время первого дня на Эльбрус и прокатиться, абсолютно не удалась. Водила нас туда отвёз за сумму большую, чем мы потом платили за эти пять км. Он нас убедил, что всё работает, высадил и быстренько смылся. Оказалось - фигу. Все подъёмники стояли как вкопанные. Пришлось топать обратно к стоянке, на которой не было ни одной машины. Эта первая неудача обернулась для меня почти провалом. В подмосковном Степаново более одного шага в лыжных ботинках делать не приходилось (от багажника машины до лыж). А здесь мои "россиньоли" стали мне наминать косточку на левой ноге. Сразу-то я не обратил на это внимания. И подсказать было в тот момент некому, что боты нужно при ходьбе расстёгивать. Но, об этом - позже.

Первым скомканным блином нас не остановить! Поэтому, взяв в одну руку фотик, в другую - деньги, мы пошли осматривать окрестности, пробивая одновременно через сугробы кратчайшую тропу к магазину. "Какая красота!" - говорил я себе и вслух на каждом повороте, пока...

...пока не провалился... шаг влево, шаг вправо с тропинки - сугроб, порой по пояс.

Прыжок на месте - попытка улететь. Вике улететь не удалось.

Вечером - совсем другие краски.

Возвратясь в гостиницу, я прилёг на полчасика, строго приказав Вике меня разбудить к ужину. Проснулся я только утром следующего дня...

Был приятно удивлён завтраком. Это - не моя фантазия, которая всё перепутала, как могут подумать некоторые. Я не поленился и всё подробно записал:
1. Чай.
2. Сметана.
3. Каша.
4. Мёд.
5. Рис с котлетой.
6. Кекс.
7. Масло.
Были вариации с икрой и фруктами. :-)

Замечу, что никто не топает в тяжелых ботинках по лестницам и коридорам. И тяжелые лыжи таскать с собой на этаж тоже нет необходимости. Всё организованно переобуваются в подвале, у камеры хранения лыж. Удобно.
Быстро-быстро в лыжехранилище и - на первый автобус.

Автобус привёз нас к нижней точке канатной дороги. Азау - подножье Эльбруса. Очередь была-а-а-а-аааааа... Дни школьных каникул, что поделаешь?! К тому же, один из новых подъёмников был испорчен непогодой и стоял. В вагончик, который вмещает 20-25 человек, мы попали лишь через 2,5 часа. Моя бедная намятая нога!..
Чтобы как-то разрядить обстановку, многие шутили. Вот, к примеру: один парень читает:
- Кафе "Фристайл", Отель "эльбрус", "Зимняя сказка"
- Сортир, - подхватывает кто-то.
Подъём на следующем вагончике от "Кругозора" до "Мира" занял час с небольшим. Там, на "Мире" бушевала метель. Вика, ткнув палкой куда-то в "молоко", сообщила, что здесь находится вершина (вершины) Эльбруса. Интересно, ага...

Подошли к началу трассы - одной небольшой табличке со стрелкой. Ужассссс!!! Лыжники и бордеры подходили и, постояв немного, проваливались куда-то в белую пустоту... Но, отступать было поздно.

На таком "пухлике" я был впервые. Это позже я осознаю "масштаб трагедии" для начинающего лыжника. А пока - в путь. Всё абсолютно белое вокруг, сливались в одно целое все неровности. Даже плохо различимо было куда, собственно нужно ехать.

Лыжи путались в снегу и абсолютно не хотели слушаться. К тому же на высоте 3500 метров над уровнем моря уже сильно не хватало кислорода. Дыхание учащалось, а работать лыжами, ногами и корпусом приходилось интенсивно.

Было сложно спускаться по единственно возможной неширокой полосе, оставшейся от ратрака, который, к тому же, прошел с поднятым ковшом. Другими словами: это был желоб со стенками высотой с полметра из более плотного снега и рыхлым бугром посередине. Первое падение было смешным. Второе - тоже. Чего не поваляться в мягком и пушистом?! Потом меня вынесло на ровную рыхлую поверхность, правая лыжа, нырнув куда-то, отстегнулась и... Я оказался в сугробе по пояс.

Сами понимаете, что брать с собой фотоаппарат или камеру, означало бы - остаться без них. Или того хуже - повредиться самому. Поэтому никаких подтверждающих моё приключение фото материалов нет.

Естественно, я попытался встать, естественно - опираясь на палку. Представьте себе: палка длиной 120 см (один метр и 20 см) и моя рука по локоть ушли в снежную глубину абсолютно не встречая препятствия, которое могло бы послужить опорой. Вытащить вторую лыжу, пристёгнутую к ботинку, тоже не удалось. Сердечко забилось, предвещая панику...

Но, мне удалось взять себя в руки и сосредоточиться, чтобы спокойно вспомнить все советы, которые я слышал от бывалых и инструктора. Лёг на спину, отстегнул застрявшую лыжу. Кое как вытащил её из снега. Потоптался на сколько это было возможно, примял снег. Самое сложное было достать вторую лыжу, которая осталась лежать метрах в 10. Идти по этому снегу не стоило и думать. Ползти? Короче, минут через 15, при помощи прыжков, ползания и утаптывания я приблизился ко второй лыже на расстояние лыжной палки. Зацепил, подтянул. Оп-ля... Вцепиться в крепления уже было радостно и легко!

Количество последующих падений науке и мне неизвестно. Примечательно одно. Лежу на довольно крутом участке в ратраченной колее и смеюсь над собственной мыслью: "В детстве, видимо, не наигрался в царя горы, не навалялся в снегу... вот, занесло..." Вдруг кто-то чуть ниже начинает кричать:
- Доска, доска!!!
Поворачиваю голову вверх по склону: несётся по тому следу, в котором я удобно расположился со своей мыслью на кратковременный отдых, бордерская доска... без пассажира... И я мигом понимаю, что летит она мне прямо в лоб! Одним движением закидываю себя за бугорок (лыжи как всегда остались застрявшими в последствиях проползания ратрака) и тут же получаю удар этой доской по креплениям... Доска, отстегнув мне обе лыжи, улетела вниз...

Слава Богу, жив остался. Слава Богу, в гостиницу вернулся. Меня успокоило то, что я услышал невольно: "Сегодня мастера спорта сыпались один за одним". Значит, не всё так безнадёжно.

Там нас ждало приятное известие: открытие IX фестиваля горнолыжной авторской песни.

Честно говоря, первый раз в зал я пришел с несколько скептическим настроем. Думал: "Сейчас затянут что-то такое костровое самодельное заунывное..." Оказалось, совсем даже наоборот. Авторская песня претерпела изменения. Появился драйв, усложнилась гармония, в дуэтах уже не бьют по струнам вунисон, а роли разделились на ритм и подголоски.

Услышав такое новое звучание, я пришел в восторг, в котором пребывал все два часа пока длился концерт.

Вечером клубом "ЧЕГЕТиЯ" всего за 200 входных рублей был накрыт неплохой стол. Музыканты пели, пили, все веселились, танцевали и знакомились. Началась тусовка!!!

К этому моменту у меня сложилось стойкое впечатление, что я здесь уже неделю.

День 24 марта мы провели на горе Чегет. Вика прокатилась с самого верха до кафе "Ай", что располагается между двух маршей подъёмников.

А моя нога... В общем, я был без лыж.

Энтузиасты клуба откопали мемориальную доску, установленную в память Юрия Визбора.

и кафе, названное его именем

В "Ай" тусовка продолжилась. Музыканты пели по очереди для взрослых и детей

А все пили глинтвейн и коньяк.

Как поёт Валерий Михлюков: "Поднимаюсь на Чегет, Глянул вниз, а низа нет..."
У меня создалось такое же впечатление, когда я спускался с горы на подъёмнике:

А вот на этом фото - выкат с Чегета. Я специально дождался такого освещения, чтобы было видно все бугры и бугорочки.

Мне туда пока рано.

Тусовка, концерты и ночные посиделки в баре продолжались ещё несколько дней. Вот лица лишь немногих из тех, с кем мне повезло общаться:
Валерий Михлюков

Владимир Городзейский

Михаил Калинкин

Очень рекомендую почитать про этих замечательных людей на сайте клуба "ЧЕГЕТиЯ" .
Удивительный дуэт - Ксения Федулова и Алексей Лысиков

Обаятельный бывший КВН-щик, бард без гитары - Геннадий Балахнин

с его неповторимой песней "Банный день" (прочитайте текст, улыбнётесь, уверен)
Дуэт Сергея Ткачева и Александра Низкого

И, наконец, потрясающий дуэт "Зелёная лампа":
- Дмитрий Обухов и Владислав Шадрин.
Посмотрите тексты их песен, например: "Экстремал".

По вечерам в баре звучали гитары, пели песни и читали стихи. Приходили туда и люди известные - космонавт - Сергей крикалёв
и просто забавные

А домино, говорят, появилось впервые:

27-го марта мы выбрались на Эльбрус. Я настоял на более правильной тактике борьбы с бесконечной очередью: ехать не с первым автобусом, а позже - часов в 11 на такси. Так и сделали. В результате чего к 13:30 поднялись не только на "Мир", но и на третьем по счёту, кресельном подъёмнике, на Гарабаши, на высоту около 4500 метров над уровнем моря. На креселке, несмотря на ярчайшее солнце, я страшно замёрз, даже руки в крагах - до костей. Но, потерпеть стоило, т.к. мне открылся двухгрудый Эльбрус (фото заимствовано), что является хорошей приметой.

Выше можно подняться только на ратраке.
Но, нам хватило и этого. Это был самый удачный спуск за эту неделю. Во-первых, мой организм уже адаптировался к разреженному воздуху. Я чувствовал себя уверенным и полным сил. Во-Вторых, рыхлый и глубокий снег был только на самом-самом верху. Там я сполз метров 15-20 боковым соскальзыванием. Остальная трасса была вполне приемлема. В-третьих, я упал всего два раза. Один раз - чтобы не сбить подрезавшую меня бордершу. Это - не считается. После горы продолжили спуск по тропе к самой гостинице (около 5 км по полям и лесам). Вцелом, для спуска с высоты 4500 метров до подножья Чегета - 2200 метров, включая все остановки на отдых и "попить глинтвейну", ушли четыре с небольшим часа. Т.е. в лыжехранилище я спустился в 18:00, опять оставшись без ТЧ - тихого часа.

Скажу честно: теперь я - больной теми красотами на всю голову.

29 марта.
8 часов 40 минут утра.
Потрясающее солнце!
6,5 градусов тепла!
Но, увы, мы вынуждены были отправиться в обратный путь.
Через 20 километров - вдруг всё заволкло белой пеленой. Я сначала подумал, что это густой дым от костра, какой бывает, когда жгут прошлогоднюю листву, но дымом не пахло. Туман?
Спускаемся ещё ниже по ущелью... Заюкино - туман рассеялся полностью, но стало совсем пасмурно и мрачно, и мы увидели... цветущие деревья и цветы:

Так за час опять наступила весна. :-)
Позже мы узнали, что это цвёл абрикос, а туман не был туманом, машина прошла сквозь низкие облака.

На обратном пути, сделав небольшой круг, заехали на горячие источники в поселке Аушегер. Из скважины более километра глубиной (если местные не врут) идёт горячая вода. Горячая на столько, что под струёй руку держать нет возможности. Входить в ванну - тоже горячо, но потом привыкаешь. А в озерке, куда всё это стекает вода просто приятно тёплая. Если учесть, что воздух был не теплее +5 +6 градусов, то ощущения потрясающие. От раскрасневшегося тела идёт пар. Я всё требовал, чтобы раскрыли тайну: где там у них кипятильник, молчат...

Выйдя из ванны, какое-то время ещё совершенно не ощущается холод.
(Мне не понравилось только одно: я понимаю, что этот курорт только развивается, отстраивается (над купелью ещё и крыши нет, как над соседней), но мусор-то можно же было убрать вдоль дороги?!)

Обедали у гостеприимных Викиных родственников. За домашние котлетки им - отдельное спасибо. В 15:00 выехали в обратный путь.
Фото финиш на МКАД-е в 14 часов 34 минуты:

Итого: за 25 часов 50 минут мы проделали путь в 1887 километров, искупались в термальных водах, пободались с ментами в Нальчике, пообедали и позавтракали.

Благодарности:
Вике - вытащила в такое место и в такое время, вела машину и готовила бутеры, первой увидела чудо-шапку..
Лёнчику - за надувную чудо-подушечку, в дороге - ой как пригодилась.
Никите - за музыкальную подборку энергичной музыки. Диск послушали несколько раз.
Коллективу завода VW - за машину, что не подвела.
Всем музыкантам - за доставленное удовольствие.
Коллективу гостиницы "Чегет" за спокойное приятное обслуживание.
Коллективу турагентства за услуги по бронированию номеров.
Коллективу страховой компании - не поленились поменять мне недействительный (!)
полис ОСАГО на полис "для всех-всех-всех"...

к началу страницы

Контактная информация

ICQ: 19191104

Адрес электронной почты


vs259@mail.ru


Адрес Web
http://5511.copi.ru

к началу страницы

Сведения об авторских правах: Пока все своими руками.
Последняя проверка: апрель, 04, 2008.
Hosted by uCoz